ПОЛЬША   ГОСУДАРСТВО   ЭКОНОМИКА   ИСТОРИЯ   ГЕОГРАФИЯ   КУЛЬТУРА   ТУРИЗМ  

Государственные учреждения  : :  Общество  : :  Польша и мир  : :  Польша в Евросоюзе  : :  Выдающиеся поляки

Польша и мир
- Направления польской внешней политики
- Оборонная политика
- Укрепление позиции Польши в мире

УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Организация Объединенных Наций

Польша поддерживает усилия международной общественности по поддержанию мира в Европе и на свете, по защите основных прав человека, а также по обеспечению мирного сосуществования и развития всех государств. Считая целесообразной деятельность ООН в качестве форума совместного противодействия опасностям, угрожающим международной общественности, Польша активно участвует в антитеррористических операциях, которые инициирует и реализует ООН. Польские солдаты и офицеры, участвующие в миротворческих операциях под эгидой ООН, получают самую высокую оценку.

В период с 2002 – 2003 г.г. Польша в течение года председательствовала Комиссии ООН по правам человека. Основной целью Польши было найти компромисс между интересами развитых и развивающихся государств с учетом различий в подходе к проблематике прав человека и точках зрения по этому вопросу. Польша намерена и в дальнейшем стремиться, чтобы проблематика прав человека не сошла на второй план. Активное участие Польши в обеспечении эффективного функционирования Организации Объединенных Наций было отмечено неоднократным предоставлением нашей стране кресла в Совете Безопасности ООН (последний раз в 1996 – 1997 г.). Чтобы приблизить ООН к реалиям современного мира, Польша представила в 2003 г. проект «Нового Политического Акта для Объединенных Наций на XXI век». В этом документе указываются направления и способы мышления о реформе ООН без определения конкретных и окончательных структурных решений. Динамика развития международной ситуации подтвердила наш диагноз. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подхватил одно из польских предложений, создавая Панель Выдающихся Личностей. Ее заданием будет проведение анализа потенциальной опасности для мировой безопасности и предложение концептуальных и институциональных решений. Польша, оказывая содействие работе панели, организовала в мае 2004 г. региональный семинар «Новые угрозы – новые ответы».

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию – ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development – OECD)

Польша была принята в ОЭСР в ноябре 1996 г. Членство в этой организации Польша считает подтверждением своих достижений в период трансформации. Благодаря этому, мы включились в круг развитых государств мира как демократическое, стабильное государство, внедряющее в жизнь принципы рыночной экономики. Активное участие Польши в ОЭСР создает условия для ускорения процессов модернизации и интеграции с европейскими структурами.

Совет Европы

В ноябре 1991 г. Польша была принята в Совет Европы, объединяющий на данном этапе 41 европейское государство. Главной целью Совета Европы является деятельность во имя сотрудничества между правительствами и парламентами, популяризация ценностей, вытекающих из идеалов демократии, принципов правового государства и соблюдения прав человека. Совет ведет поиск решений в области борьбы с нетерпимостью, охраны прав национальных меньшинств, защиты прав ребенка, борьбы с угрозой наркотиков, а также по вопросам биоэтики и расширения доступа молодежи к образованию. Ратификация польским парламентом в октябре 1992 г. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (принятой Советом Европы в 1950 г.) имело переломное значение для международных обязательств нашей страны в области прав человека. Конвенция дала возможность физическим и юридическим лицам подавать иски против государственных властей в Европейский Трибунал Прав Человека. В последние годы представители Польши активно участвуют в разработке новых конвенций, в том числе: рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств; конвенции по вопросам прав человека и биомедицины, представляющей собой первый международный инструмент по защите частных лиц от злоупотребления новыми биологическими и медицинскими технологиями, а также конвенции о правовых принципах защиты окружающей среды и уголовной ответственности за их нарушение. В соответствии с данными Секретариата Совета Европы, Польша до сих пор ратифицировала самое большее количество конвенций по сравнению с другими государствами, принятыми в Совет Европы после 1989 г. Поляк – Кшиштоф Нэрс – является Вице-президентом Банка Развития Совета Европы. С ноября 2004 г. Польша будет председательствовать Комитету Министров Совета Европы. Одновременно ведется подготовка к III саммиту Совета Европы, который должен состояться в Варшаве в мае 2005 г.

ДВУСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Cотрудничество с государствами Западной Европы и США

После 1989 г. краеугольным камнем внешней политики Польши стало сотрудничество с государствами евроатлантической зоны. Польско-американское стратегическое партнерство будет сосредоточено, прежде всего, на заданиях, вытекающих из взаимодействия государств в рамках антитеррористической коалиции, в том числе на восстановлении Ирака на демократической основе. Польша намерена сохранить прежнюю динамику отношений со своими главными европейскими партнерами: Германией, Францией, Великобританией и Испанией.

Встреча министров иностранных дел: Польши – Кшиштофа Скубишевского, Германии – Ганса Дитриха Геншера и Франции – Роланда Дюма в Веймаре в августе 1991 г. стала одним из символов возвращения Польши в круг европейских демократических государств. Она положила начало трехстороннему сотрудничеству Польши, Германии и Франции в рамках объединения, получившего название Веймарский треугольник, подтверждая особую ответственность этих стран за строительство нового порядка в Европе. Встрече в Веймаре предшествовало подписание 9 апреля 1991 г. Договора о дружбе и сотрудничестве между Польшей и Францией, а также подписание 17 июня того же года польско-немецкого Договора о добрососедстве и сотрудничестве. Германия и Франция остаются главными партнерами Польши в Европейском Союзе. Великобритания с самого начала трансформации нашей страны поддерживает происходящие в Польше перемены и создание рыночной экономики. Одной из инициатив британского правительства было создание в 1989 г. Фонда Ноу-хау, в рамках которого ведутся консультации для стран Центральной и Восточной Европы. Испания стала нашим важным партнером в дебатах о перспективах развития Европейского Союза и о Предварительном проекте Конституционного договора.

Членство Польши в Европейском Союзе, которое является свидетельством нашего чувства ответственности за будущее Европы, создает новые рамки для развития билатерального сотрудничества Польши с государствами-членами ЕС и третьими государствами.

Политический диалог с Россией

Польша заинтересована в реализации стратегической цели восточной политики Европейского Союза, каковой является формирование добрососедских отношений со странами, входящими в Содружество Независимых Государств. Будучи страной, непосредственно граничащей с Россией через Калининградскую область, Польша с большим удовлетворением принимает все инициативы, нацеленные на развитие всестороннего, партнерского и добрососедского сотрудничества, в том числе экономического и энергетического. Новые возможности для наших взаимоотношений открываются в связи с нашим членством в Евросоюзе и участием в Совете по партнерству ЕС – Россия, а также расширением на Польшу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕС – Россия. По мнению польских властей как на самом высоком, так и на региональном уровне, развитие трансграничных контактов с восточными партнерами является важным инструментом для углубления контактов и преодоления стереотипов. Примером взаимодействия в области решения проблем, возникающих на стыке калининградского анклава с государствами ЕС, является предложение по организации трехсторонней Польско-Литовско-Российской программы обучения для государственной администрации, пограничных и таможенных служб, а также предприятий. Программа предусматривает, прежде всего, развитие малого и среднего бизнеса в Калининградской области.

Меры по укреплению прозападного курса Украины

Польша декларирует Украине свою решительную поддержку в ее стремлении сближения с государствами и учреждениями евроатлантической зоны. Доказательством хороших отношений между обеими странами может служить факт, что с 1993 г. существует и работает Консультационной Комитет Президентов Республики Польша и Украины. В рамках его деятельности разрабатываются принципы сотрудничества международных организаций, органов самоуправления и неправительственных организаций, решаются вопросы хозяйственной кооперации (в том числе в Балтийско-Черноморской зоне), а также трансграничного, оборонного и культурного сотрудничества. Развитие польско-украинского партнерства занимает особое место в польской восточной политике.

СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕГИОНЕ

Укрепление позиции Польши в регионе

Польша считает исключительно важным развитие сотрудничества с центрально-европейскими партнерами. Такое сотрудничество создает благоприятные условия для сохранения региональной тождественности в расширяющемся Европейском Союзе. В настоящее время в связи с расширением Евросоюза и НАТО возникла необходимость новой дефиниции целей регионального взаимодействия.

Вышеградская группа

После падения коммунистической системы приобретенный в прошлом опыт в области сотрудничества, а также осознание новых политических, социальных и экономических задач склонили три государства региона – Польшу, Венгрию и Чехословакию к укреплению взаимных контактов. В декларации, подписанной в феврале 1991 г. в венгерском Вышеграде главы Польши, Венгрии и Чехословакии обязались включить свои государства в европейскую политико-экономическую систему, а также укреплять региональное, экономическое и культурное сотрудничество. Созданная таким образом Вышеградская группа, в которую, после распада Чехословакии, входят Польша, Венгрия, Чешская Республика и Словакия, является важным элементом регионального сотрудничества, укрепляющим позиции четырех партнеров в процессе европейской интеграции. В 2000 г. государства Вышеградской группы создали первую совместную организацию – Международный Вышеградский фонд, поддерживающий совместную деятельность в области культуры, образования и молодежного обмена. Четыре государства, входящие в состав Группы, после вступления в мае 2004 г. в Европейский Союз приняли решение о своем дальнейшем взаимодействии в установленных ранее рамках. Польша осуществляла координацию работы Группы в 2000 – 2001 г., а следующий раз будет руководить Группой с лета 2004 г.

Свидетельством регионального подхода к проблемам либерализации взаимной торговли стало создание в 1992 г. – по инициативе стран Вышеградской группы – зоны свободной торговли Центральной Европы на базе Центрально-Европейского соглашения о свободной торговле (ЦЕФТА). Кроме стран-членов Вышеградской группы, в ЦЕФТА входили Болгария, Словения, Румыния и Хорватия. С момента расширения Европейского Союза ЦЕФТА изменяет свой профиль и будет действовать только в отношениях между Болгарией, Румынией и Хорватией.

Центрально-Европейская инициатива

Эта организация, созданная в 1989 г. является плоскостью сотрудничества государств Центральной и Восточной Европы. Польша участвует в ее деятельности с 1991 г. Несмотря на различия в ситуации государств-участников, Инициатива остается платформой политического диалога по региональным вопросам и форумом взаимодействия государств Центральной Европы по интеграции континента. Одним из результатов цикличного Экономического форума ЦЕИ стало создание – по инициативе Польши – рабочей группы по делам регионального и трансграничного сотрудничества. Польша руководила работой Инициативы в 1995 и 2003 годах.

Совет государств Балтийского моря

Следующим региональным форумом сотрудничества является Совет государств Балтийского моря, существующий с 1992 г. Он представляет собой структуру, интегрирующую государства Балтики. В состав Совета, кроме Польши, входят Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Россия и Швеция. Совет, в работе которого с самого начала участвуют представители Европейской Комиссии, занимается координацией мер по защите естественной среды Балтийского моря, развитию энергетической и транспортной инфраструктуры, укреплению связей между странами Балтики и Европейским Союзом (в том числе в рамках реализации программы Северного измерения ЕС). Польша руководила работой СГБМ в 1994 и 1995 годах, а в мае 2004 года второй раз будет председательствовать этой организации.

Еврорегионы – база трансграничного сотрудничества

Польша считает международное трансграничное сотрудничество важным элементом интеграционных процессов в Европе, высоко оценивая его влияние на экономическое, общественное и культурное развитие регионов. Польша уделяет большое внимание развитию дружеских и партнерских отношений со своими соседями. После принятия документов, заложенных в фундамент трансграничного сотрудничества, т.е. Рамочной Европейской Конвенции о трансграничном сотрудничестве, Европейской хартии местного самоуправления и Европейской хартии пограничных и трансграничных регионов, Польша с начала 90-х годов активно участвует в создании еврорегионов, целью которых является развитие экономического сотрудничества, расширение инфраструктуры, охрана окружающей среды, развитие туризма и культурно-просветительная деятельность. Польские города и приграничные гмины объединены в пятнадцать еврорегионов. На западной границе функционируют четыре еврорегиона: Нейса, Нейса – Шпрее – Бубр, Pro Europa Viadrina и Померания, которые, кроме польских и немецких гмин, объединяют также шведские органы самоуправления. На южной границе еврорегионы: Glacensis, Прадзяд, Слёнск-Цешиньски, Силезия, и Добрава являются территорией польско-чешского сотрудничества, а еврорегион Бескиды – территорией сотрудничества Польши, Чехии и Словакии. В рамках еврорегиона Татры Польша сотрудничает со Словакией. На пограничье Польши, России, Литвы и Беларуси создан еврорегион Неман, а на границе Польши и Украины – еврорегион Буг. Исключительными в масштабе Европы можно назвать еврорегион Балтика, который кроме Польши охватывает приграничные регионы пяти государств бассейна Балтийского моря: Дании, Швеции, Литвы, Латвии и Калининградской области как части Российской Федерации, а также еврорегион Карпаты, действующий на территории Польши, Украины, Венгрии, Словакии и Румынии.


Полезные сведения:  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 © 2007-2016, POLAND.SU
Министрество Иностранных Дел Польши