ПОЛЬША   ГОСУДАРСТВО   ЭКОНОМИКА   ИСТОРИЯ   ГЕОГРАФИЯ   КУЛЬТУРА   ТУРИЗМ  

Государственные учреждения  : :  Общество  : :  Польша и мир  : :  Польша в Евросоюзе  : :  Выдающиеся поляки

Польша и мир
- Направления польской внешней политики
- Оборонная политика
- Укрепление позиции Польши в мире

Оборонная политика

Стратегические цели польской политики безопасности

Важнейшей целью польской политики в области безопасности является защита функционирования демократического, независимого и суверенного государства, его территориальной целостности, нерушимости границ, а также соблюдения гражданских прав и свобод. Принимая за основу своей политики принципы партнерского сотрудничества, Польша стремится внести свой вклад в строительство стабильного, справедливого и мирного сосуществования в Европе и во всем мире, в создание системы сотрудничества, в фундаменты которого заложены демократические ценности, права человека, соблюдение правопорядка и солидарность. Польша, будучи государством-членом Североатлантического и Европейского Союзов реализует свою политику безопасности, путем участия в политическом диалоге, который ведется в рамках Общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза (ОВПБ). Польша поддерживает развитие Европейской системы безопасности и обороны и вместе с тем стремится активно участвовать в процессе формирования Общей европейской политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО).

Членство и сотрудничество в международных организациях: НАТО, ЗЕС, ОБСЕ, а также в рамках ПрМ и СЕАП

В рамках политики безопасности Польша выполняет обязательства, вытекающие из членства в следующих международных организациях: Организации Североатлантического Договора (НАТО), Европейского Союза (ЕС), а также в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Кроме этого, Польша активно участвует в международном сотрудничестве в рамках программы "Партнерство ради мира" (ПРМ) и в составе Совета Евро-Атлантического партнерства (СЕАП).

Организация Североатлантического Договора - НАТО (North Atlantic Treaty Organization - NATO)

Вступление в НАТО обеспечило Польше гарантию безопасности в эпохе изменения соотношения сил в Центральной и Восточной Европе. Расширение НАТО на восток обозначало изменение геополитической позиции Польши. Вступление 12 марта 1999 г. в Североатлантический союз является одним из важнейших событий в современной истории Польши. Польша стала частью союзнической оборонной системы, не только обеспечивающей безопасные условия для ее стабильного развития, но также гарантирующей мир и стабилизацию на свете. Польское государство заинтересовано в том, чтобы Североатлантический Союз и в будущем сохранял роль системы совместной обороны, основанной на постоянном присутствии США в Европе и тесном сотрудничестве его членов, что и в дальнейшем послужит гарантией оперативности и эффективности его действий.

Польша включилась в дебаты относительно перспектив Североатлантического Союза и взаимоотношений между НАТО и ЕС. Этими проблемами занялась Варшавская совещательная группа, встреча которой состоялась 5 – 6 апреля 2004 года в Варшаве по приглашению шефа нашей дипломатии. В состав Группы входят выдающиеся аналитики и исследователи проблем международной безопасности из разных стран, в том числе из Польши, Франции, Германии и Соединенных Штатов. Рапорт и соответствующие рекомендации Варшавской совещательной группы будут переданы Генеральному секретарю НАТО, а также представителям всех государств-членов Североатлантического Союза, перед встречей глав государств и правительств, которая состоится в Стамбуле.

Европейский Союз (ЕС)

Польша сначала в качестве ассоциированного партнера (с 1994 г.), затем ассоциированного члена (с 1999 г.) Западноевропейского Союза, а с 2004 г. полноправного члена ЕС, принимает участие в развитии политики европейского содружества государств в области безопасности. Выступает за укрепление способности Союза к самостоятельному или совместному с НАТО реагированию на кризисные ситуации. Польша выражает свое желание принимать активное участие в создании Европейского агентства по делам оборонного потенциала и исследований.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ (Organisation for Security and Cooperation in Europe - OSCE)

Польша была одним из инициаторов созыва всеобщей европейской конференции по вопросу ослабления военно-политического соперничества между государствами Варшавского Договора и НАТО. Политический диалог между Востоком и Западом привел к созданию в 1975 г. Совещаниа по безопасности и сотрудничеству в Европе – СБСЕ (с 1995 г. – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ). Подписанный в августе 1975 г. Хельсинкский Заключительный Акт СБСЕ определил рамки мирного сотрудничества государств, расположенных на географическом пространстве от Ванкувера до Владивостока .

В 1998 г. Польша председательствовала Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. К важнейшим достижениям этой Организации под председательством Польши следует отнести активное участие ОБСЕ в решении конфликта в Косово путем создания специальной контрольной миссии ОБСЕ (ее целью было раннее предупреждение и предотвращение конфликтов). Польша принимает активное участие в проводимых уже несколько лет дебатах на тему реформы ОБСЕ, целью которой является повышение эффективности Организации. Особое внимание Польша обращает на разработку системы мер, направленных на обнаружение опасностей и решение задач, связанных с обеспечением безопасности в человеческом измерении («humanum security»), а также на борьбу с терроризмом.

Партнерство ради мира

Переломным моментом во взаимоотношениях Польши с Североатлантическим союзом оказалась проявленная на саммите НАТО в Брюсселе в январе 1994 г. инициатива по созданию программы "Партнерство ради мира". Участие Польши в программе было переходным этапом на ее пути к полноправному членству в НАТО. В настоящее время, после вступления в НАТО, Польша продолжает принимать участие в этой программе, развивая военное сотрудничество на партнерских началах с государствами-кандидатами и оказывая им поддержку в их стремлении к участию в Североатлантическом Союзе. Исключительно большое внимание уделяем нашему сотрудничеству с Россией (в рамках Совета НАТО – Россия) и с Украиной (Комиссия НАТО – Украина).

Совет Евро-Атлантического партнерства - СЕАП (Euro-Atlantic Partnership Council - EACP)

Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП) является продолжателем успешной деятельности Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС), действующего с 1991 по 1997 год. ССАС, который в 1997 г. был преобразован в СЕАП, предоставил Польше возможность начать всесторонний диалога и консультации с НАТО и другими партнерскими государствами по вопросам международной безопасности. Участие в Совете дает возможность обмена опытом между государствами в области реформирования вооруженных сил, реагирования в кризисных ситуациях, а также формирования гражданских и военных взаимоотношений на демократической основе.

Польские военнослужащие в миротворческих миссиях НАТО и ООН

Благодаря многолетнему активному участию в миротворческих миссиях ООН, Польша снискала признание международной общественности, а польские воинские части были высоко оценены за профессионализм и оперативность. До настоящего времени в различных зарубежных миссиях принимало участие около 30 тысяч польских граждан. Польша оказывает поддержку действиям, направленным на устойчивое решение конфликтов и стабилизацию демократических процессов на Балканах. В 1996 г. польские солдаты и офицеры приняли участие в Интернациональных силах по установлению мира (IFOR), а с 1997 г. до настоящего времени участвуют в Международных силах по стабилизации (SFOR) в Боснии и Герцеговине. С 1999 г. контингент польской армии принимает участие в миссии НАТО в Косово (KFOR). В 1999 г. Польские военнослужащие участвовали также в гуманитарной миссии на территории Албании в составе Многонациональных сил НАТО (AFOR). В настоящее время поляки участвуют в миротворческих операциях ООН в рамках UNDOF (Голанские высоты) и UNIFIL (Южный Ливан), а специальное подразделение полиции – в UNMIK (Косово). Польша участвует в 10 из 15 проводимых в настоящее время миротворческих операций. Это дает нашей стране 12-е место в списке государств-участников миротворческих операций ООН.

Польша не исключает, что будет принимать участие в миротворческих операциях, проводимых Европейским Союзом (в рамках ОВПБ).

Содействие развитию и гуманитарная помощь

Сотрудничество во имя развития стало неотъемлемым элементом польской внешней политики, о чем свидетельствуют действия, предпринятые Министерством иностранных дел Польши в отношении развивающихся стран, а также государств, переживающих период трансформации. Польша выделяет финансовые средства на потребности развития этих стран и оказывает им гуманитарную помощь в масштабе, отвечающем ее возможностям на данном этапе и уровню ее активности в международных гуманитарных организациях, особенно действующих в системе ООН. В сумме, в период с 1998 по 2002 год Польша оказала развивающимся странам и государствам, находящимся в стадии трансформации, помощь (как по принципу взаимности, так и в рамках международных организаций) в размере 179,17 млн американских долларов. В октябре 2003 г. польское правительство приняло «Стратегию польского сотрудничества во имя развития», устанавливающую рамки польской гуманитарной помощи и помощи на развитие, а также способы формирования польской политики в этой сфере. Мероприятия по оказанию помощи реализуются совместно с неправительственными организациями.

Польша после 11 сентября 2001 года

Террористические акты, произошедшие 11 сентября 2001 г. в Вашингтоне и Нью-Йорке, пошатнули прежнюю модель международной безопасности. Они привели к тому, что международная общественность объявила терроризм одной из главных угроз для безопасности всего мира, а также для отдельных государств и обществ.

Выполняя свои союзнические обязательства по совместной обороне, вытекающие из участия в НАТО, Польша оказала поддержку силам антитеррористической коалиции в Афганистане (операция "Безграничная свобода") и в районе Персидского залива (операция "Свобода Ирака"). Там несут службу саперы, логистическое подразделение, матросы и солдаты частей спецназа. Их достижения были высоко оценены нашими союзниками. По инициативе президента Польши Александра Квасьневского в ноябре 2001 г. в Варшаве состоялась международная конференция по борьбе с терроризмом. Ее заданием, среди других, была разработка таких форм регионального сотрудничества, которые помогут международной общественности в ее борьбе с терроризмом. В конференции приняли участие представители государств Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Участие Польши в стабилизации и восстановлении Ирака

Польша последовательно поддерживала резолюции ООН по вопросам иракских программ вооружений, а также режимов контроля и проведения инспекций, многократно предупреждая Ирак о «серьезных последствиях», которые ему угрожают, если он не будет выполнять обязанностей, наложенных ООН., Начатые 20 марта 2003 г. военные действия стран коалиции во главе с США против Ирака, встретились с активной поддержкой польской стороны. В боевых операциях в Ираке принимали участие около 200 польских военнослужащих.

В ответ на призыв Совета Безопасности ООН, содержащийся в его резолюции № 1483, оказать помощь иракскому народу в его стремлении к стабилизации и восстановлению страны, Польша постановила выслать в Ирак силы по стабилизации и принять на себя командование Многонациональной дивизией. 3 сентября 2003 г. Польша приняла на себя ответственность за Центрально-Южную зону, состоящую из 5 провинций (Кадисия, Наджаф, Васит, Карбела, Вавилон). После выхода в мае 2004 г. из Ирака испанских, гондурасских и доминиканских воинских подразделений, численность международной дивизии составляет около 6,2 тысяч военнослужащих из 17 государств, а из контролируемой этой дивизией зоны были исключены Наджаф и Кадисия. Польские вооруженные силы действуют на основании резолюции Совета Безопасности 1511 от 16 октября 2003 г.


Полезные сведения:  

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 © 2007-2016, POLAND.SU
Министрество Иностранных Дел Польши